|
и помимо представления -
мира нет. Может быть,
это покажется вам
парадоксальным и найдется среди вас не один человек, вполне
45
добросовестно думающий,
что
если и удалить мозг
из всех черепов,
то
небо
и
земля,
солнце,
луна
и
звезды,
растения
и
элементы все
равно
останутся.
Действительно ли так?
Присмотритесь
к делу поближе. Попробуйте
наглядно представить
себе
такой
мир без
познающего существа: вот Солнце,
Земля
вращается
вокруг него,
сменяются
день и ночь и
времена года, море
разбивает о берег свои волны, прозябают растения; но все, что вы сейчас себе
представляете,
-
это лишь глаз, который
все это видит, интеллект, который
все это воспринимает; т.е. именно то,
что вы ex hypothesi
исключили. Вы не
знаете никакого неба
и земли, месяца
и
солнца самих по
себе и в
себе, а
знаете лишь представление,
в котором
все это
происходит и является,
- не
иначе, как являются вам ночью сны; и как пробуждение
поутру уничтожает весь
этот мир
сновидений, так и весь
мир, очевидно, был
бы
уничтожен, если бы
уничтожить интеллект или, как мы только что выразились, удалить мозг из всех
черепов. Я прошу вас не думать, что это шутка: я говорю совершенно серьезно.
Мы не касаемся здесь тех следствий, которые
вытекают
лишь с целью обратить
внимание на великое значение и на
высокое
достоинство интеллекта,
который
послужит предметом наших дальнейших
исследований, причем мы будем
исходить
теперь
изнутри,
из
сознания
интеллекта:
это
будет
самонаблюдением
интеллекта.
О КОНЕЧНОСТИ И НИЧТОЖЕСТВЕ ЯВЛЕНИЙ
Если, как было уже показано, закон основания во всех своих видах служит
для
субъекта
принципом
зависимости,
относительности,
конечности
всех
объектов;
если,
как мы только
что видели,
всю истинную
сущность каждого
класса
объектов
можно
свести
на
отношение, определяемое
в нем
законом
основания, так
что познание известного вида отношения
включает и
познание
сущности данно-
46
го
класса
представлений,
-
то
отсюда следует, что
в
силу
закона
основания,
как общей формы всех объектов
субъекта, эти
объекты
находятся
сплошь во
взаимном
отношении,
и существование
их
- лишь
относительное,
обусловленное, а не абсолютное, пребывающее само по себе. Та неустойчивость,
которую
сообщает
объектам
закон
основания,
наиболее
ясно
и
очевидно
проявляется в
простейшем его
виде
-
во
времени: в
нем каждое мгновение
существует
лишь
постольку,
поскольку
оно
уничтожает
породивший
его
предшествующий
миг, чтобы в
свою очередь тотчас
же погибнуть: прошедшее и
будущее столь же недействительны, как любой сон, - лишь настоящее существует
действительно;
но
настоящее
-
только
лишенная
протяжения
грань
между
прошедшим и будущим: что только что было настоящим, уже отошло в прошлое.
То
же ничтожество, которое
очевидно для
нас во
времени, свойственно
закону основания
во
всяком виде, а
также и
каждому классу объектов,
над
которым
он господствует; ибо,
как
было
показано,
сущность его,
класса,
заключается именно лишь в отношении, полагаемом им, законом, в
нем, классе;
поэтому все, что приложимо к отношениям, можно распространить и на всю сферу
представления. Место
в
пространстве
всегда лишь
относительно, определено
чем-то
другим.
Мы
никогда не
знаем
нашего абсолютного ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201