|
догмат метемпсихозы!
§ 420
Лжефилософами
называю
я
тех,
кто
под
предлогом
искания
истины
старательно работает над укреплением старых западных ошибок.
§ 421
Придет время, когда на
допущение некоего бога-создателя будут смотреть
в метафизике так, как теперь смотрят на эпициклы в астрономии.
§ 422
Для того чтобы верить, не надо быть философом.
§ 423
Едва только правительства дали попам снова подняться
на ноги,
как они
тотчас же вцепились друг другу в волоса. Это меня сердечно радует.
§ 424
Человечество стремится вперед, к
истине, помочи рвутся,
а чинить их -
это помогает
ненадолго. Или
прогресс
человечества
должен по
высочайшему
повелению вернуться вспять? Покорнейше благодарю!
278
§ 425
Некоторые хотели бы
теперь увести немцев назад, к
тому
месту, где их
нашли Фридрих Великий и Иосиф П.
§ 426
Безличный бог - это contradictio in adjecto, а личный - это индивидуум.
§ 427
Теизм
в собственном
смысле
вполне походит
на утверждение,
что
при
правильной геометрической конструкции центр шара упадет вне его.
§ 428
Все предикаты с
privativum, как атеизм и т.д.,
представляют собою то,
что в логике
называют бесконечными суждениями, и именно
потому
они лишены
положительного содержания, т.е. не говорят ничего.
§ 429
Что мир создало какое-то личное существо, в это можно, конечно, верить,
но этого нельзя мыслить. Первому же научил нас опыт [1].
1 Вариант: Какое-то личное существо создало
мир
- в это, как
показал
опыт, можно, конечно, верить, но помыслить этого нельзя.
§ 430
Если бы мы мыслили
какого-нибудь созидающего демона,
то
мы
были
бы
вправе,
указывая
на его
творение,
крикнуть
ему: "Как
смел
ты нарушить
священный покой Ничего, чтобы вызвать к жизни такую массу боли и горя!"
279
§ 431
Кто любит истину,
тот ненавидит богов,
как
в единственном, так
и во
множественном числе.
§ 432
Когда истина за меня,
то во мне
не возбуждает зависти, что на стороне
моих противников оказывается церковь вместе с Ветхим и Новым Заветом.
§ 433
С
тех пор как ultima
ratio theologorum, костер, не пускается больше в
дело, только трус станет еще церемониться с ложью и обманом.
§ 434
Не распознать в его изначальности истинного
внутреннего, непреходящего
существа всего того,
что
есть и может быть, чтобы унизить
его до
степени
продукта из ничего (созданного совершенно отличным от него существом), - это
именно и есть богохульство.
§ 435
Если вы скажете: внутренняя сущность мира - бог, то вы сделаете вещью в
себе нечто объективное
(что
бы это
ни было), а это необходимо ложно;
ибо
только
субъективное
представляет
нечто
непосредственное,
т.е.
непосредственно
познаваемое,
и
может
поэтому
служить
основанием
для
объяснения всего опосредственного: такова воля.
§ 436
Религия оттесняется прогрессирующим умственным образованием, становится
абстрактнее, а так как ее сущность - образность, то она и должна будет пасть
совершенно, как только известная
степень
умственного образования сделается
всеобщей.
280
§ 437
Если
высоту интеллектуальной
ценности можно
верно определить
по той
степени,
в какой
данный
человек
усваивает
себе
проблему бытия и о
ней
печется,
то как высоко
стоят в
сравнении
с европейцами
индусы и древние
египтяне!
§ 438
Насколько я помню, в индусских писаниях речь идет большею частью только
о святых мужчинах, кающихся и
саниасси; христианские же святые
души чаще -
женщины: Гюйон, Беата Штурмин, Клеттенберг, Буриньон и т.д. Основание
этого
заключается,
вероятно, в том,
что в
Индии женский пол находится в большом
пренебрежении и занимает подчиненное место, т.е. с ним не считаются [1].
1 [Позднее:] Отрицание воли к жизни выступает у женщины в Suttee.
§ 439
Буддийским
писаниям,
например,
когда
они
повествуют
о постепенном
ухудшении рода человеческого, свойственно изображать
как действие моральных
недостатков физическое ухудшение, или катастрофы во внешней природе; поэтому
в
Китае и теперь
еще на
чуму, неурожай и
т.п.
смотрят
как на следствие
моральных
прегрешений
императора. В основе
всего
этого лежит
мысль, что
природа представляет собою
объективацию воли
к жизни и
оказывается такой, ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138
139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201