из
собственных
средств.
148
§ 158
Если
за
отправную
точку,
долженствующую
служить
основанием
для
объяснения всего прочего, принять что-либо другое, а не волю к жизни, то это
слепое стремление
к жизни придется выводить
из этой отправной точки -
что
невозможно. Исходным
пунктом
нужно принять то, что
абсолютно
необъяснимо
далее,
но
в
чем
точно
так
же
абсолютно
нельзя
сомневаться
-
нечто
достоверное в своем бытии, но необъяснимое. Это и есть воля к жизни.
§ 159
Интеллект и представление
- слишком
слабый,
вторичный, поверхностный
феномен,
чтобы сущность всего данного могла основываться на нем; хотя мир и
представляется в интеллекте, но не исходит из него, как у Фихте.
§ 160
???, anima vegetative
- это
воля, как вещь в себе;
???
и ???, anima
sensitiva et rationalis представляет собою продукты первой и, следовательно,
вторичны;
поэтому
у всего живущего имеется растительная
душа, второй
род
души - у животных, а третий - лишь у человека.
§ 161
В
сочинениях Агриппы из
Неттесгейма, том
I, имеется
Commentarius in
Plinii hist. nat. lib.
XXX, с. 2, incerti auctoris,
там говорится: quatuor
enim
gradibus naturam humanam constare
eruditiores testantur, quos
vocant
esse, vivere, sentire, intelligere [1].
1 To же самое подробно в его Комментарии к Луллиго.
149
Это
-
очень хорошее и верное
обозначение четырех ступеней бытия
или
объектности
воли
Esse,
vivere, intelligere
предлагает, как
деление, уже
Augustinus de libero arbitrio Lib. II, с. 3.
§ 162
Что
состав
тела
является
лишь
выражением
воли, это очень
красиэо
выражено
в Пуранах,
в
эпизоде Магабараты
Sundas и Upasundas,
3-я
песнь
(Ворр,
Ardschuna's Reise
zu
Indra's Himmel,
nebst
andern
Episoden
des
Mahabarata.
1824).
Там Брама
сотворил Тилоттаму,
прекраснейшую
из
всех
женщин, и она
обходит собрание богов. Шива так страстно стремится созерцать
ее, что у
него
вырастают четыре лица по направлению ее местонахождения, по
мере того
как
она последовательно обходит
круг по четырем странам
света;
поэтому у
Шивы
четыре лица; оттого-то и у Индры возникают по
этому случаю
бесчисленные глаза по всему телу.
§ 163
Кто не допускает никакой
воли в
вещах,
тот
должен, конечно, подобно
Картезию
и
Лесажу, объяснять тяготение
толчком
извне. Ибо
действительно
неизбежна
альтернатива:
или
усматривать
происхождение
всякого
движения
исключительно
во внешней причине, и тогда
каждое движение будет вызываться
толчком, или же допустить в самом
движущемся некоторое внутреннее влечение,
в силу которого оно и движется, - и это-то влечение
мы называем тяготением.
Но
это
внутреннее
влечение
мы совершенно не в
состоянии объяснить
себе
иначе, чем полагая,
что оно
- одно
и то
же с нашею волей; разница лишь в
том,
что направление нашей воли не так односторонне и
не
стремится всегда
отвесно (к земле), как в тяготении, но меняется весьма многоразлично, смотря
по
тем образам, какие
предлагает воле
ее интеллект, до
степени
которого
возвысилась здесь ее восприимчивость; но каково бы ни было направление воли,
оно всегда так же необходимо, как и при тяготении.
150
Что сущность сил в неорганической природе тождественна с волею
в
нас,
это представляется с полною
очевидностью и
как
доказанная истина всякому,
кто
серьезно
подумает
над
этим.
Кажущаяся
парадоксальность этой истины
зависит лишь от важности ее.
§ 164
Антропология должна бы разделяться на три части:
1) описание внешнего, или объективного, человека, т.е. организма;
2) описание
внутреннего,
или субъективного, человека, т.е.
сознания, ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201
Hosted by uCoz