|
и
удобный
путь,
а
именно: ввиду
своей
склонности
только
к
отрицанию,
они
ищут
апагогического
доказательства
противоположного
следующим
образом:
они
выбирают какой-нибудь тезис, в
особенности какой-нибудь логический вывод из
нового учения,
и смотрят, не противоречит ли
он чему-либо
такому, что для
них
имеет
значение
неоспоримой
истины;
если
им,
к
счастью,
удастся
установить такое противоречие, то вот
нововведение
и побеждено - благодаря
счастливому и остроумному
применению закона противоречия. Что
противоречие
может быть мнимым, что оно может быть
разрешено с помощью какого-нибудь еще
скрытого момента,
как
только
он будет
раскрыт,
что в конце концов может
оказаться ложной
та
мнимая непоколебимая истина
- об этом
они
ничего не
хотят знать.
Такой
метод
применил
уже
с
свое
время
Аристотель
против Платона
(например, в первой
книге Метафизики,
гл. 7);
в
наше время его применяет
Пфафф
против
Гете;
и
всюду
он
является
каким-то
паразитом,
который
обволакивает собою всякое новое значительное явление.
Дело
сводится в конце концов
к тому, что
они во
всяком новом тезисе
взвешивают не его основания, а его следствия.
313
§ 515
Кто не стремится постигнуть сущность вещей в ее целом, великом и общем,
в ее
подлинно
существенном, кто, наоборот, может
отвлекать от
этого свое
внимание в совершенно другую сторону, для того,
например, чтобы
проследить
причинную связь каких-нибудь отдельных
явлений в природе или чтобы выяснить
себе
действительный
процесс
и
смысл
какого-нибудь
отдельного
события,
которое,
в
силу
отдаленности во
времени,
с трудом
поддается
истинному
познанию, - тот может сделаться великим ученым, более того
- он может
даже
обладать хорошим
умом и быть
настоящим
мыслителем, но уж наверное он чужд
гениальности. Учение о цветах Гете!
§ 516
Что большая
ученость и всезнайство
причиняют большой вред способности
отчетливо и живо постигать мир наглядный и, следовательно, самобытно мыслить
и поэтически
творить - это
объясняется
следующим.
Ученость заключается в
произвольном воспроизведении изученного раньше,
а память
- это способность
упражнения интеллекта:
ее служба
состоит
в повиновении воле. Теперь, если
воспроизведение
представлений должно направляться при посредстве
воли и из
глубины внутреннего мира,
то это возможно только тогда,
когда
мы сообщаем
представлениям известную независимость от внешнего впечатления, отклоняем их
от
последнего
и
делаем
их нечувствительными
к
его настоятельной
силе.
Значит,
чем
больше
ход
представлений
управляется
изнутри,
тем
больше
замыкает
он
себя
от
внешнего
впечатления;
это
входит
в
привычку,
и
способность живого интуитивного постижения реального мира гибнет, а с ней
и
сила оригинального мышления и поэтического творчества.
§ 517
Часто
говорят
о
республике ученых,
но не
о
республике
гениев.
В
последней дело обстоит
следующим образом: один великан кличет другому через
пустое пространство веков;
а мир карликов, проползающих под ними, не слышит
ничего, кроме гула, и ничего не понимает, кроме
314
того, что
вообще
что-то
происходит. А
с
другой
стороны, этот
мир
карликов занимается, там внизу, непрерывными дурачествами и производит много
шуму, носится с тем, что намеренно ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153
154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201