|
в
его
собственной
области,
а
на
владения
в
чужой
области
мы
не имеем никаких
законных
притязаний. Любовь, красота и
молодость обретаются только любовью, красотой
и
молодостью.
С
помощью
денег
или
власти
можно
обладать
ими
только
иллюзорно, а не реально. Чинов
и должностей в
государстве можно достигнуть
только
пригодностью
для
государства; с
помощью
знатного происхождения и
искусственных
приемов
ими
можно
обладать только иллюзорно, а не реально.
Дружбу,
любовь
и привязанность людей
обретают только дружбой,
любовью
и
привязанностью к людям;
не только деньги не
могут здесь иметь значения, но
даже другие заслуги,
хотя бы и
самые великие, например перед государством,
наукой и искусством,
- даже
если другие
люди прилагают
все усилия, чтобы
поддержать их, этих заслуг, ценность: лишь иллюзорно, а не реально могут они
в таком
случае
подарить
нам
те названные выше блага. Так, художественные
произведения
существуют только для художественного вкуса, книги только
для
понятливых - и так везде. Так, только общительность создает общество и т.д.
Чтобы
знать, сколько
счастья
может получить в
жизни тот или
другой
человек, надо только знать, сколько счастья он может дать.
§ 590
Есть ли у известного лица
больше повода искать людей
или избегать их,
это зависит от того, чего он больше боится - скуки или раздражения.
347
§ 591
Кто благоразумен, тот в
разговоре станет меньше думать о том, о чем он
говорит,
нежели о
том,
с кем он говорит; ибо лишь в таком случае он может
быть уверен, что не
скажет ничего, в чем впоследствии стал бы раскаиваться,
не
проговорится, не сделает
никакой
неосторожности, -
но
зато
особенно
интересным его разговор уже никогда не может быть.
Даровитые люди легко поступают наоборот: другое лицо
является
для них
часто
только
поводом
для сплошного
монолога; за
такую подчиненную
роль
собеседник часто вознаграждает себя тем, что подслушивает и выведывает.
§ 592
То, чего мы
требуем
от друга, и
то, чего мы ждем
от себя самих,
мы
определяем
по масштабу
его
и
наших лучших
мгновений;
отсюда
вырастает
недовольство другими, собой и своим состоянием.
§ 593
Для
каждого человека
выдающейся внутренней ценности есть
один пункт,
достигнув которого он
находится в безопасности: это
-
пункт, в котором он
искренне и вполне ясно познает свою собственную ценность. А так как ценность
всегда относительна и для этого понятия существенно значение
сравнения,
то
это составляет
одновременно и тот
пункт,
в котором он познает
неценность
других.
Таким
образом, говорю я,
он спасен, ибо другие никогда
не
могут
более ввести его в
заблуждение; их дела
и их мнения не имеют уже для
него
большого значения; он стоит теперь
выше всякого авторитета, узнает в лучших
людях собратьев по духу, а в толпе (l'ignorante et sotte multitude. Рабле) -
безжизненные и бесплотные тени.
348
§ 594
Ничто не
выдает
большего незнания
людей, как
если в
доказательство
заслуг и достоинств известного
человека приводят тот факт, что у него очень
много друзей:
как будто люди
дарят свою
дружбу
сообразно
достоинствам и
заслугам!
Как
будто,
наоборот,
они ведут
себя точь-в-точь
как
собаки,
которые любят
того, кто их
гладит или, тем более, дает им
разные крохи, и
больше ничего знать не хотят! Кто лучше всех умеет их погладить, хотя бы это
и были самые отвратительные животные, у того - много друзей.
Можно
в
противоположность
этому
утверждать,
что
люди
большой
интеллектуальной силы или, тем более, гения могут иметь только очень немного
друзей;
ибо их
здравый взор замечает
скоро
все
недостатки, а их здравый
смысл постоянно опять и опять возмущается величиной и безобразием последних.
Только самая
крайняя
необходимость может заставить ..далее
Все страницы:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169
170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201