государствующей
религии,
должен
быть провозглашен
всякой
философией, притязающей на кафедру.
§ 664
Всякое сочувствие публики легко действует
как помеха:
порицание может
дать
повод
слабым характерам
к ложной уступчивости,
сильным
- к ложному
преувеличению
своей
оппозиционности.
Похвала
еще
опаснее, так
как
она
соблазняет нас придавать вес суждению хвалящего и мы уже приноравливаемся
к
тому,
чтобы
сохранить
достигнутое,
часто
лживое,
одобрение
путем
угодничества.
Меня оберегло от
обеих
опасностей полное
невнимание со
стороны моих
современников.
Я мог без всякой
помехи любить
свое
дело только ради него
самого, бескорыстно продолжать и совершенствовать
его, держась в стороне от
всяких внешних влияний, и мои современники оставались мне чужды, как я им.
§ 665
Вмешиваться в философские споры моего времени мне
так же не приходит в
голову, как не приходит в
голову спуститься на
улицу к дерущейся
черни
и
принять участие в общей свалке.
§ 666
Познавательная форма причинности весьма пригодна для того, чтобы понять
все вещи в мире, но не самое существование мира.
Выражаясь объективно: у всякой вещи в мире есть причина (потому что она
в силу известной перемены
есть то, что она есть); но у самого мира ее
нет,
ибо закон причинности существует и погибает вместе с ним.
379
Это - главный результат
хорошо понятой философии Канта - но он еще
не
пробил себе пути:
они все
еще говорят о каком-то основании мира,
чтобы не
сказать о причине;
мой трактат они оставили без внимания, более того - даже
все мое творение
они
оставили втуне,
между тем
как
ничтожное
и
дурное
пользовалось у них успехом. И все потому, что им хочется теизма, теизма [1].
Они хотят, чтобы им рассказывали о Господе Боге.
А так
как мне нечего было
сообщить о нем, то мне надо ждать потомства:
это
одно
составляет
причину
невнимания, honc illae lacrimae! Я держался истины, а не Господа Бога. Он же
помогает
своим.
- При
этом еще у них
все дело только
в слове;
ибо
они
мирятся и с пантеизмом.
1 Но здесь истина не может вам служить; теизма должны вы искать у лжи.
§ 667
Они кричат о меланхолическом и безотрадном характере моей философии; но
это объясняется
исключительно тем,
что я вместо того,
чтобы
выдумывать в
качестве эквивалента их грехов некий будущий ад, показал, что там, где
есть
грехи, в мире, есть уже и нечто похожее на ад.
§ 668
Полное невнимание, которое встретило себе мое творение, доказывает, что
либо я не достоин был своего века, либо наоборот. В обоих случаях это значит
теперь: the rest is silence.
§ 669
Даже
простой
теизм заключает уже от существования мира к его прежнему
небытию,
т.е.
понимает мир как нечто случайное,
т.е. как нечто такое, что
одинаково могло бы и не быть, как нечто такое,
что
представляется или даже
может быть понято как нечто, что, собственно, не должно было бы быть.
380
Согласно моей философии, великое преимущество которой составляет полная
имманентность (в противоположность
трансцендентности) и
полное
отсутствие
всего мистического, всяких ипостасей и всякого исторического понимания мира,
- согласно моей
философии, этот
мир представляет собою явление утверждения
воли к жизни - явление,
которое имеет свою противоположность в отрицании ее
- и наступление этого отрицания положит миру конец.
§ 670
Без
сомнения,
большинство
заключает
от
незначительного
внимания,
которое
нашла себе моя философия, к отсутствию в ней
ценности.
Но она
не
могла
бы
не
возбудить
при
своем
появлении
большого
интереса
и
не
пользоваться затем все
возрастающим одобрением, если бы
были люди, которые
искали бы истины; но те,
кто в
настоящее время занимается философией, ищут
только ее профессур, а к
последним моя философия была бы
ложным путем, так
как
она
совсем
не
рассчитывала
на то,
чтобы
служить опорой
любезного
христианства
-
наоборот,
она такой расчет,
как
нечто чуждое
ее
целям,
оставляет совершенно в
стороне.
Ах, до
какой степени она
отстала
в этом
пункте
сравнительно
с
гегелевщиной,
которая заявляет, что она прямо-таки
тождественна с
христианством ..далее 




Все страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201
Hosted by uCoz